Образ мифического зверя единорога в облике коня неоднократно упоминается в мифах, сказках и духовных стихах русского народа. Само название «индрик» — это искаженное написание древнерусского слова «инорог», что значит единорог.
Это существо – в числе самых прекрасных и таинственных жителей земли. Многие считали, да и считают что единорог – это просто плод чьей-то неуемной фантазии, но, кто знает, какие еще чудеса скрываются высоко в Гималаях или, к примеру, в темной чаще Бросселиандского леса…
Первые упоминания о единороге
Пальма первенства в этом вопросе принадлежит древнегреческому историку Ктесию. Он сделал описание необыкновенного зверя, который, по слухам, водится в Индии: «Ростом превосходит коня. Туловище белого цвета, голова — темно-красного, а глаза неьесно-голубые. Посредине лба растет рог. У основания этот рог белый, как снег, на конце – алый, а посередине черный. Мука, соскобленная с рога, может излечить отравление смертельным ядом».
Также изображения единорога попадаются на памятниках Древнего Египта и на скалах Южной Африки, но они слишком похожи на рисунки пряморогих антилоп, и вот почему: вполне реальные животные, изображенные в профиль без малейшего представления о законах перспективы, потомкам древних художников, естественно, кажутся однорогими…
Единорог в Средневековье
Многие ученые полагают, что традиционный облик единорога сформировался под непосредственным влиянием книжной традиции Средневековья. Именно в Средние века легенды об инороге были включены во многие бестиарии, и его образ приобрел привычные для людей 21 века черты. Однако на этом пути облике единорога неоднократно менялся: например, у мифической лошади могли замечать девять ртов либо три ноги.
В средневековых легендах и сказках на единороге катались маги и колдуньи; строптивый зверь лишал жизни каждого встречного, пока не встречал чистую непорочную деву – и тогда становился ручным и засыпал у ее ног, а проснувшись, исполнял любое желание своей повелительницы.
Единорог мог жить не только на суше, но и в воде, потому как в те времена люди верили, что каждому сухопутному животному соответствует водяной аналог. Множество разновидностей инорога отлично передал средневековый живописец Иероним Босх в картине-триптихе «Сад земных наслаждений». Слева направо на полотне изображены три инорога: белая лошадь с раздвоенными копытами и ровным рогом с извивами по спирали; второй единорог кирпично-бурый, напоминает оленя, с изогнутым рогом с кругловатыми узлами на голове; под номером три нарисован единорог-водяной с рыбьим телом и козлиной бородкой на лошадиной голове, он плавает в пруду. В целом картина Босха отображает классические народные суждения о единороге, и дополняет их оригинальным авторским видением.
Такие разные единороги…
Сегодня сформировался образ инорога как белой лошади с золотым рогом во лбу. Но это далеко не единственный знакомый человеку облик чудесного зверя индрика. На Западе инорога чаще всего рисовали и описывали как существо походящее на коня или козла (либо на них обоих одновременно, то есть, с телом коня и козлиной бородой). На Востоке единорог совсем не такой. В Китае известны много мифических инорогов, и популярнейший среди них – ки-лин; описывали его крайне непоследовательно.
Японцы единорога знают под именем кирин или чи-лин. В мусульманском мире единорог зовется какаданн и может походить на оленя, быка, лошадь или других зверей, в некоторых случаях даже крылатых. Самый колоритный инорог водился в Персии: белый шестиглазый осел с тремя ногами, девятью ртами и золотым рогом.
Единорог в российских легендах и сказках
В мифах народов России индрик – прародитель всех поголовно зверей. Рогов у него может быть и один, и пара. Голубиная книга описывает инорога как ходящего под землей всем зверям отца, которого не могут сдержать ни горы каменные, ни реки быстрые; а выйдя из земли сырой, индрик первым делом занимается поисками «супротивника».
В русских сказках единорог – владыка подземного мира, который расхаживает там, «как солнышко по поднебесью». Еще индрик владеет всеми подземными водами. Часто в сказочных сюжетах инорог противоборствует змею, что не дает герою набрать воды из колодца. В волшебных сказках герой часто ходит добывать волшебного зверя инорога.
Рог единорога
Отдельного упоминания заслуживает такой связанный с инорогом сильный магический предмет, как его рог. В древности рог единорога наделяли прямо-таки чудодейственными целебными свойствами: он мог излечить от морового поветрия, от лихорадки, от огневой горячки, черной немочи, укуса змеи, а еще предохранял от порчи. Из рога единорога делали очень дорогие скипетры и посохи, а для лечебных целей с него скоблили порошок. Правда, история показывает, что под видом рога единорога чаще всего торговцы подсовывали доверчивым покупателям клык нарвала, который датчане и норвежцы вывозили из северных стран.