Лошадь породы першерон: история, описание, фото

Першерон

Предки современных лошадей першеронской породы служили в военных конницах, возили на себе рыцарей в тяжелых доспехах в период Крестовых походов,  участвовали в Наполеоновских войнах, а во времена графа Монте-Кристо развозили парижские дилижансы и омнибусы.

Местом зарождения першеронской породы считается область Перше на юге Франции с благоприятными климатическими условиями и богатыми пастбищами. Именно там для нужд сельского хозяйства разводили лошадей крупных и выносливых, предков современных тяжеловозов.

Предки и родственники

Сегодня невозможно точно утверждать, какие породы лошадей участвовали в формировании першерона. В течение многих веков смешивалась кровь самых разных пород: бретонских, булонских, английских лошадей. В VIII веке после разгрома мавров при Пуатье в качестве трофея несколько арабских лошадей было завезено во Францию. Их стали активно скрещивать с местной лошадкой, предком першеронов, подливая в породу «свежую кровь».

Вообще военные действия служили на пользу дела в формировании першеронской породы. В первом Крестовом походе в страну были завезены еще несколько лошадей и арабские гены продолжили разбавлять гены французские. История сохранила даже имя человека, принявшего участие не только в Крестовом походе, но и в становлении породы першеронов- граф Робер де Ротру. Именно он привез на родину из похода понравившихся ему лошадей.

С 1760 года коневоды Перша использовали для селекции арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Разведение проходило успешно, порода получала все большую популярность во Франции. В 1789г череда крестьянских восстаний, охвативших большинство провинций, послужила детонатором для наступления Великой французской революции.

Першероны и революция

Во время Великой французской революции 1789-1799 гг. першеронская порода была почти утрачена. Десять лет военных действий и нестабильной ситуации в стране отразились на першеронской лошадке не лучшим образом — большинство особей было уничтожено, разведением новых в условиях революции было невозможно.

Однако на выручку породе пришел… Наполеон Бонапарт. Поскольку его армия остро нуждалась в сильных и выносливых лошадях, в 1803г. Бонапарт подписал декрет о восстановлении породы. Были в срочном порядке созданы несколько конных заводов, када собрали оставшихся представителей породы.

Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Среди них были знаменитый  Галлиполи, прямым потомком которого являлся жеребец по имени Жан ле Блан,  известный в истории коневодства Франции. Именно активным добавление арабской крови знатоки объясняют серую масть и горделивую осанку современных першеронов.

Першероны — общественный транспорт

Начиная с 15-х годов XIX века во Франции развивались организованные конные пассажирские перевозки , а в качестве транспорта использовались кареты, дилижансы и омнибусы. Першеронская порода подходила идеально для конной тяги — сильная, выносливая, послушная. Именно в эпоху конных перевозок развитие породы получило максимальный расцвет. Спрос на лошадей был очень высок, в одном только Париже для пассажирских перевозок по городу и окрестностям использовалось 9-10 тысяч лошадей!  Спрос рождает предложение, и с повышением потребности в лошадях развивалось животноводство и сельское хозяйство. Першероны активно экспортировались по всем странам Европы.

Со временем почтовые и пассажирские перевозки на дальние расстояния стали осуществлять посредством железной дороги, строительство которой началось в 1838г., но городской транспорт и сельскохозяйственные работы по-прежнему нуждался в лошадях вплоть до 20годов XX века.

Вид и стать

Першероны отечественные отличаются от купленных за границей. В России они мельче и почти всегда серой масти, когда как за границей встречаются рыжие и вороные особи.

  • Высота в холке — 160 сантиметров.
  • Косая длина туловища — 172,5 сантиметра.
  • Обхват груди —196,3 сантиметра.
  • Обхват пясти 22,7 сантиметра.
  • Живой вес кобыл в среднем — 740 килограммов.

Экстерьер лошади отвечает всем представлениям о «богатырской лошадке». Небольшая голова с широким выпуклым лбом, выразительные глаза, широкие ноздри, нос не выраженный, плоский. Шея средней длины, грудь мощная, широкая холка переходит в почти ровную спину. Ноги сильные и мускулистые, очень выносливые. Хвост в историческом оригинале купирован, но с 1996 года его оставляют в естественном виде.

Першероны удобны в разведении, так как уже с трех лет их можно случать. Кобылы отличаются плодовитостью, некоторые из них за всю свою жизнь принесли по 18-19 жеребят.

Першеронская порода отличается спокойным нравом и добрым характером. Многие владельцы отмечают быструю реакцию лошади и сообразительность, что в сочетании с огромной силой и выносливостью делает лошадь незаменимой в сельском хозяйстве и транспортных перевозках.

Фото першерона

Першерон сейчас за границей

В настоящее время во Франции першеронская порода вновь приобретает популярность и распространение. Богатая история возникновения и колоритный экстерьер позволяют приравнивать першеронов к историческому наследию страны, и государство  поощряет коннозаводческое направление дотациями и льготами. Ведется строгий племенной учет поголовья и селекционная работа по сохранению породы.

… и першерон в России

В Россию первые особи были завезены в 1891 году. Разведением отечественных першеронов занимался Хреновский конный завод. В середине 30-х годов в Воронежской области был создан Таловский государственный племенной рассадник першеронов, в зоне которого на конефермах выращивались жеребцы — улучшатели породы для массового производства.

Октябрьский конный завод был основан в 1941 году в Ульяновской области на основе поголовья лошадей, эвакуированных в тыл с Хреновского конезавода. После войны работа по селекции и разведению першеронов продолжилась; тяжеловозы с Октябрьского конного завода считались лучшими и неоднократно получали призы за качество породы. Известность получила кобыла Слива, установившая мировой рекорд — сдвинула груз весом в 9 тонн на 2 километра 138 метров.

В 2010 году для Октябрьского коннезавода наступили тяжелые дни, и в последующие несколько лет предприятие вынуждено было распродавать принадлежащее ему имущество, в том числе поголовье першеронов. Лошади находились в плачевном состоянии, многие погибли или попали в случайные руки.

На разведении породы в России можно было бы поставить крест, однако в 2011 году бизнесмен из Ульяновской области Кузнецов Сергей выкупил часть поголовья Октябрьского завода и перевез его в свое крестьянско-фермерское хозяйство, расположенное в Инземском районе. Часть лошадей удалось выкупить уже из частных рук. Всего в КФХ удалось собрать 34 першерона, однако к настоящему времени поголовье удалось увеличить в два раза.  Хотелось бы надеяться, что энтузиазм предпринимателя найдет поддержку у власти и хозяйство получит статус конезавода, а значит,будет надежда на сохранении породы першеронов в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *